← Назад

«Да мно́го бы́ло игр вся́ких, как вам сказа́ть…»

Тематические разделы: Детство , Игры .

ФИО информанта: Шабров Николай Павлович

Год рождения (возраст): 1938

Пол информанта: Муж.

Уровень образования: высшее профессиональное

Место записи: Борб.

Год записи: 2014

Собиратель (ФИО): Драчева Ю.Н.

Аудио- или видеозапись беседы: Скачать

Какие детские игры были в деревне?

– Да мно́го бы́ло игр вся́ких, как вам сказа́ть. С чего́ нача́ть? Снача́ла начнём со счита́лок. Для того́ чтобы нача́ть игру́, де́ти рассчи́тывали. Вот, наприме́р, для того́ чтобы поигра́ть в игру́, кото́рая называ́ется «пря́тки». А чтобы кто води́ть до́лжен, на́до определи́ть. И вот, бы́ли таки́е счита́лки. Ну, э́то, коне́чно, счита́лку, кото́рую я вам назову́, я то́же не в Во́логде, здесь, не в дере́вне, а у меня́ племя́нница привезла́. Ка́к-то счита́ет, я говорю́: «Дава́й послу́шаем, что за счита́лка. У нас дак други́е бы́ли счита́лки». «Дава́й», – говори́т. Вот така́я: «Раз, два, три, четы́ре, де́сять, царь меня́ хоте́л пове́сить, а цари́ца не дала́ и пове́сила царя́. Царь висе́л, висе́л, висе́л и в помо́йку улете́л, а в помо́йке жил Бори́с, замеча́тельный из крыс, а жена́ его́ – Лари́са, замеча́тельная кры́са, шлет тебе́ большо́й покло́н, выходи́ скоре́е вон». Вот така́я счита́лка. Вот так, если сосчита́ют, а после́дний, кто оста́нется, тот и во́дит. Вот пять или шесть челове́к, пять раз посчита́ет, а шесто́й оста́нется – вот тот и во́дит. Он и́щет, вся компа́ния пря́чется, а он и́щет. Вот как найдёт пе́рвого, зна́чит, пе́рвого нашёл, второ́го найдёт, тре́тьего, а после́днего найдёт, вот тот и во́дит опя́ть. Уж бо́льше не счита́ют.

А кирилловские, именно кирилловские.

– Так: «До́ждик, до́ждик переста́нь, я пое́ду в Холиста́н, Бо́гу моли́ться, Христу́ поклони́ться, есть у Бо́га сирота́, открыва́ет ворота́ клю́чиком-замо́чком, шёлковым плато́чком». Как то́лько ска́жешь сло́во «плато́чком», челове́к выхо́дит.

И опя́ть повторя́ют то же са́мое, а после́дний бу́дет води́ть. Тре́тья счита́лка: «Пе́рвый – сме́лый, второ́й – геро́й, тре́тий – ша́почка с дыро́й, четвёртый – протёртый, пя́тый – жена́тый, шесто́й – холосто́й, седьмо́й – за дверя́ми посто́й».

То́же выхо́дит, и то́же так же определя́ют, кото́рый бу́дет води́ть. И так же в други́х слу́чаях, когда́ на́до найти́ водя́щего, вот таки́е счита́лки. И ещё четвёртая есть счита́лка: «До́ждик лей, лей, лей, на меня́ и на люде́й. На люде́й побо́льше, на меня́ поме́ньше».

Вот, то́же определя́ют. Или же про́сто по счёту. Вот, дава́йте, ци́фра бу́дет така́я. Вот и счита́ют: «Раз, два, три, четы́ре, пять, шесть, семь, во́семь, де́вять, де́сять». А де́сять, э́то пя́теро, дак два́жды пройдётся по кру́гу. Вот така́я счита́лка. Но если вспо́мню там ещё что́-то. А и́гры, вот в пря́тку – э́то была́ больша́я игра́. Почему́ мы игра́ли в пря́тку? У нас бы́ло о́чень мно́го ови́нов и сенова́лов, и скирд, кото́рые… По́сле обмоло́та зерна́, зна́чит, соло́ма, кото́рая скла́дывалась в таки́е отде́льные ку́чи, называ́лись ски́рды. В э́тих ски́рдах мы пря́тались. Зале́зем в нору́. Сде́лаем нор, зале́зем в нору́, и не зна́ешь, где́ он спря́тался. А там все сде́лано так, что в ски́рдах ведь зава́лится и всё. Надое́ло пря́таться в ски́рдах, дава́йте, где ещё пря́таться мо́жно? В том же до́ме, на сара́е, в ко́мнате, во дворе́, за угло́м. То́же игра́ вот така́я.

Пото́м у нас бы́ли и́гры в мя́чик, кото́рый мы переки́дывали друг от дру́га, кто пойма́ет, тот и остаётся, а кто не пойма́ет – выхо́дит из игры́. Кто после́дний остаётся, стара́ются лови́ть, чтобы не получи́ть… Води́ть-то, коне́чно, э́то интере́сно. Ты ло́вишь, игра́ешь, ду́маешь: «Ага́, я-то всё равно́ найду́». А, кто пря́чется, коне́чно, тот ду́мает: «Нет, меня́ никто́ не найдёт». Вот да́же вот, посмотри́те, стул у нас с перекла́динами. Тогда́ то́же занаве́ска лежа́ла, так вот, де́ти забира́лись на э́ти пересья и, чтобы не найти́ бы́ло, клеёнка-то больша́я, така́я же больша́я клеёнка и не ви́дно её. Коро́че, та де́вочка, кото́рая спря́талась. И́щут, и́щут её, под крова́тями там, ещё в шкафу́ вот, пря́тались.

Я говори́л, в мя́чик игра́ли. Э́то на у́лице-то игра́ли. В мя́чик игра́ли то́же. То́же лови́ли мя́чик, кто оста́нется, кто лу́чше всех пойма́ет мя́чик. Тут то́же победи́тель. Пото́м мя́чиком друг дру́га выбива́ли. Зна́чит, попада́ет мя́чик, тот увёртывается от мя́чика. Кто ло́вкий, зна́чит, мо́жно сказа́ть, остаётся до после́днего. Всех прошли́, а после́дний са́мый ло́вкий оказа́лся и его́, похвала́ ему́ что ли. Вот ви́дишь, как ло́вко уме́ет.

Пото́м мы игра́ли, у нас бы́ли городки́, так называ́емые. Вот. В городки́ игра́ли, зна́чит, как. Не то что городо́к-то был оди́н. А составля́ли из них, из цыб, цы́бы называ́лось. Не зна́ю, как называ́ется в городка́х, деревя́нные таки́е па́лочки, ку́бики, ну, или не ку́бики наре́занные, называ́лись у нас – цы́бы. Вот. Из них составля́ли, наприме́р, соста́вили фигу́ру – письмо́. Вот э́то письмо́, их бы́ло 4, 5, по-мо́ему, штук всего́, вот таки́х, цы́бы. Письмо́, зна́чит, есть четы́ре угла́, и пя́тый – бу́дет ма́рка. Пока́ э́ту ма́рку не вы́бьют, зна́чит, остальны́е все нельзя́ вскрыва́ть. Вот, наприме́р, попа́ли па́лкой, вот э́той би́той, в боково́й у́гол, в пра́вый, в ле́вый, и цы́ба вы́скочила, всё обра́тно ло́жат, пока́ ма́рку не откро́ешь. Вот така́я была́ игра́. Интере́сно, коне́чно, кто там ло́вкий, са́мый пе́рвый откро́ет э́ту ма́рку. Но, если по поря́дку, если он откры́л ма́рку, зна́чит, он продолжа́ет сно́ва бить уже́, если мо́жет, то всю фигу́ру вы́бьет из городка́. Если не мо́жет, тогда́ зна́чит, други́е помога́ют. А кто ло́вкий, так то́же счита́лось: ой, како́й ло́вкий, посмотри́те, да́же письмо́ распеча́тал. А быва́ет, пу́шку сде́лают. Либо не то́лько пу́шку, но и сде́лают батаре́ю. Одну́ ложат, а втору́ю вот так, с накло́ном, а пя́тая ме́жду ни́ми, как кома́ндующий. И вот то́же пока́ середи́ны не вы́бьют, так уже́ то́же бо́льше не бьют э́ти фигу́ры. В о́бщем, да́льше пять, да, что́-то мно́го бы́ло таки́х фигу́р поста́влено И вертика́льно ста́вят, то́же како́е-то усло́вие бы́ло для игры́. В о́бщем, развива́ли свою́ ло́вкость и ме́ткость.

Пото́м бы́ло у нас, в му́шку мы игра́ли. Зна́чит, забива́ли кол, хоро́ший кол, кре́пкий, в зе́млю и, зна́чит, ещё второ́й кол, зна́чит, уже́ поме́ньше, то́же ря́дом с ним забива́ли. Для того́ чтобы мо́жно бы́ло, ну, как бы сказа́ть, от уда́ра би́той, ну́жно бы́ло не слома́ть э́ту констру́кцию. Вот. А сза́ди де́лали натёс и на э́тот натёс ста́вили му́шку. Му́шка, в о́бщем, па́лочка сре́занная, две тре́ти отре́зано либо отпи́лено. Ну, затёсано так, чтобы она́, поло́жим на сто́лбик, и она́ стоя́ла, держа́лась, не па́дала. Вот, беру́т би́ту и начина́ют там, по о́череди, пе́рвого то́же определя́ют, кто бу́дет пе́рвый. Э́то не то, что я́ буду, я́ буду, нет. То́же по о́череди, по счита́лкам. Зна́чит, начина́ет пе́рвый, би́ту бро́сил – не попа́л. Второ́й би́ту бро́сил, второ́й уже́ начина́ет, попа́л. И вот му́шка, ну́жно доби́ться того́, чтобы му́шка улете́ла да́льше всех. Вот когда́ полу́чится тако́й уда́р по э́тому сто́лбику, то му́шка улете́ла, наприме́р, у меня́, да́льше всех, я, зна́чит победи́тель. Ну, игра́ли дак, что поде́лаешь.

Да́льше цыбого́нка. То́ есть одну́ цы́бу берём мы и ста́вим э́тот городо́к. И бьём. То́же у кого́ да́льше улети́т цы́ба от уда́ра. Опя́ть то́же, игра́ дак, о́чень хорошо́. Вот ви́дишь, как ло́вко броса́ет, да́же от середи́ны би́ты попа́л на э́ту цы́бу. И цы́ба улете́ла далеко́-далеко́. Я победи́тель. Либо от цы́бы реши́ли, не с городка́ бу́дем гнать её. И вот цы́ба долете́ла до како́го-то ме́ста, её сно́ва ста́вят. Вот опя́ть на како́м-то расстоя́нии, чтобы не бо́льше бы́ло, не бли́же то́ есть. То́же опя́ть начина́ют, и по всей у́лице гоня́ем её.

В мя́чик игра́ли. Одна́ко мя́чики у нас пробле́ма. Не́ было у дете́й ведь. О́чень небога́то жи́ли. Мя́чики бы́ли, коне́чно, ма́ленькие. Мя́чиком ма́леньким игра́ли, вышиба́ли то́ есть. Ну, кто не о́чень ло́вкий, так сра́зу вы́йдет из игры́.