← Назад

Два Як-а. Первый Як

Тематические разделы: Профессиональная деятельность .

ФИО информанта: Шабров Николай Павлович

Год рождения (возраст): 1938

Пол информанта: Муж.

Уровень образования: высшее профессиональное

Год записи: 2013–2016

Скан рукописи: Скачать

Тексты публикуются с сохранением авторской грамматики, орфографии, пунктуации и графики.

«А нам сказали, на Ан-2 полетим? И всего-то три места, правда, нас тоже трое!» – так встретили меня пассажиры, которых я должен был везти в Кириллов.

Но я не обиделся. Сказал, что Як-12 – это как на такси. И скорость почти такая, как на Ан-2. Зато всё видно: и налево, и направо. А на Як-12 даже удобнее, чем на Ан-2. Уж я-то знаю. Самолётик маленький, да удаленький.

Моё знакомство с ним началось в училище в 1956 году, когда предстоящий выпуск наш впервые познакомили и переучили на вновь полученные с завода Як-12м. Программа подготовки была всего 37 часов, зато на нём и радиостанция УКВ была, навигационные приборы и приборы контроля работы двигателя. Всё по-современному (по тем временам). По распределению на выпуске я был направлен в 71 авиаотряд, который базировался на аэродроме «Прилуки» у города Вологда.

Надеялся, что сразу буду работать на самолёте Як-12. Но по прибытии в авиаотряд понял, что до Як-12 мне предстоит поработать в должности второго пилота самолёта Ан-2, так как за год работы на Ан-2 я изучу и область в визуальном отношении, условия метео, радиообмен. И вообще отношения людские, почту, грузы и прочее. Проработав на химработах по внесению удобрения в колхозные и совхозные поля летом, осенью и зимой – по перевозке пассажиров и почты с грузом, я стал понимать и выполнять все операции и правила безопасности полётов.

А весной командир сказал: «Вот теперь вам и на Як-12 пора! Будете работать на лесопатрулировании. А пока полетаете с пассажирами, повозите почту. С 15 мая будете базироваться по патрульным точкам и так до 15 сентября. Все вы холостые, будет время и на танцульки сходить!»

Мне досталась база в Великом Устюге. Так далеко от Вологды. Прилетел вместе с техником, который будет обслуживать самолёт после прилётов и перед вылетом*. Непосредственные мои начальники – начальник аэропорта Беднягин и лётчик-наблюдатель Татьяничев – встретили доброжелательно. Чего не знал – научили, показали. Началась работа – полёты по патрульным кольцам (их два – северное и южное), захватывающие восточные районы области: Нюксеницкий, Кич-Городецкий, Никольский – в зависимости от класса горения. Какой класс горения по одному и другому маршруту, определяет лётчик-наблюдатель. Летаем, бывает, по обеим маршрутам. До обеда – по северному, после обеда – по южному. Или до обеда – по южному, а после обеда вожу пассажиров в Кич-Городок или Никольск. А пассажиры готовы улететь хотя бы на метле! Летом их невозможно всех развезти. Дорог нет, вся надежда на самолёты. В Великом Устюге Ан-2 базировались два. Вот так с 15 мая по 15 сентября. И командировка проходит быстро. Закончилась! Вылетаем на Вологду, в отпуск.

А из отпуска снова на Як-12 до новой весны! Всю зиму вожу пассажиров, почту, грузы. Конечно, невелика загрузка, 250 килограмм. Это три пассажира, два, один и груз остальное до этого веса.

Лазаям в низкой кромке облачности. Помним все ориентиры на маршруте. Спрашиваем: «Где находишься? Ёлку с вышкой прошёл?» – «Да, прошёл!» Значит, уже разошлись, и идёшь дальше спокойно. Это потом стали разводку маршрутов делать. Чтобы не столкнуться в кромке облачности!

Отгуляли в апреле отпуск. Наступило новое 15 мая. Снова лесопатрульные работы. На этот раз мне предстоит работать в Белозерске и на том же самолётике Як-12р. Бортовой номер СССР 07834.

Прилетел с техником. Зарулил на стоянку. Новые мои начальники. Начальник аэропорта Федотов. Лётчик-наблюдатель Есин Андрей. А я уже сезон отработал в Великом Устюге и имеют определённый опыт работы. Научился красиво взлетать и садиться, определять, опасны или не очень определённые метеоявления, визуальную ориентировку и правила пилотирования при сбросе вымпелов. Другая связь – это телефон после посадки в аэропорту, а это донесение о горимости, удаление до очагов пожара, какие силы и средства нужны для тушения. Я отдыхаю, а Есин названивает по телефону лесному начальству. Командировка в г. Белозерске длилась уже 3 месяца, как вдруг приходит на моё имя радиограмма: «Рейсовым Ан-2 вылетать на Вологду. Готовиться в Ленинград на учёбу по самолёту Ли-2».

На этом мои полёты на 07834 и других Як-12 закончились.

 

*Сверху приписка: «Саша Зибряков».