ФИО информанта: Шабров Николай Павлович
Год рождения (возраст): 1938
Пол информанта: Муж.
Уровень образования: высшее профессиональное
Год записи: 2013–2016
Тексты публикуются с сохранением авторской грамматики, орфографии, пунктуации и графики.
Много ли в деревне ругались, кто, какими словами? Как воспринималась эта ругань окружающими?
Ругань – считалось, что это степень превосходства одного человека над другим человеком или животным. Но не думаю, что ругающего человека и ругаемого уравнивало на чаше весовых отношений. Чаще всего ругающий от своего бессилия исправить что-то просто успокаивает себя тем, что освобождается от излишнего адреналина. Ругаемый воспринимает ругань как акт милосердия, если не существует при этом рукоприкладства. Окружающие в этом случае разделяются на две стороны. Одни пеняют, что ругать его и надо, другие считают, что ругань – не способ решения дел, что вместо ругани необходимы товарищеская помощь и учёба. Слова бывают обидными, чтобы унижали человека или животное.
Где было принято хранить документы, деньги, продовольственные припасы? Прятали ли что-ибо от других членов семьи (еду, ценности, документы)?
Этого я не знаю. Конечно, хозяин или хозяйка считали, что их прятка позволяла быстро их иметь под рукой в случае надобности, бедствия. Это были шкатулки, сундуки, киоты. Еда пряталась в сундуки в том случае, если семье грозил голод. Пряталась (но это все знали): без экономии возможна неминуемая смерть.
Как и из чего изготовляли посуду?
Это теперь посуды и предметов обихода в хозяйствах навалом из железа, алюминия, чугуна, нержавейки и прочего. Но экологически чистыми всё же были изделия из дерева. Мой прадед Пётр Ильич не только для своей семьи изготавливал корзины, чунки, лыжи, но и продавал на рынке. Его трудом и жила семья раскулаченного.
Каким транспортом пользовались в деревне летом и зимой?
Одним словом если сказать – гужевым. Лошадь везла сани, телегу, плуг, борону, всадника.
О том, как делали, не понаслышке знает Игорь Павлович Иванов из деревни Плахино.
Он тоже частично зарабатывал себе на жизни изделиями, выполненными его руками.
Как строили дома в деревне?
Этого вопроса не смогу рассказать.
Какой скот был в деревне, где его содержали и как за ним ухаживали?
Это, прежде всего, продовольственный вопрос выживания в суровых северных краях. Скот – это белки и жиры подсобного хозяйства крестьянина. Скот берегли от хищных зверей, от зимних морозов, от болезней. В деревне были учёные агрономы, учёные зоотехники, учёные ветеринары и просто знающие женщины и мужчины – скотницы, скотники.
Содержали в дворах, зимой в тёплых хлевах, а новорожденных – просто у печек в крестьянских избах или колхозных телятниках, овчарниках. И первое молоко – новорожденной телушечке или бычку. Любовь к скоту у крестьянина была безмерная!
Много ли в деревне было птицы и какой? Где её содержали и как ухаживали?
Да! Крестьянин держал круглогодично кур. До 10 несушек и 2х петухов. Лето – на дворе на насестах, зимой во хлевах – на насестах под самым потолком хлва* или двора. Были у кур и заядлые враги: лисицы, хорьки, болезни от холода.
Но это было радостное беспокойство – иметь кур! И свежескладенное яйцо всегда радовало в холодную зимнюю стужу, перед Паской**!
Были и гуси. Но их крестьяне держали неохотно. Слишком много мяса, слишком много с ними хлопот. Гусям нужен пруд, болото, водоём!
Как в деревне ловили рыбу, на кого и когда охотились?
Ловлей рыбы занимались лишь в тех деревнях, вблизи которых была река или озеро.
Отдаленное озеро или река не были местом добычи, так как считались достаточно трудоёмкими затратами сил и времени.
Деревня всегда жила хлебом, овощами, скотом и грибами. Рыбу покупали. Она стоила сравнительно недорого. И на большие праздники в деревне были всегда с рыбой пироги!
Везде существовало зерно рационализации. Выгодно – не выгодно, трудоёмко – не трудоёмко.
Охота. Это промысел охотников. У тех, кто имел дорогое ружье и выгоду от охоты.
Как в деревне боролись с мышами, крысами, змеями и прочей живностью, доставлявшей неприятности?
Крестьяне знали о них всегда. Всегда были настороже. Всегда было чувство самосохранения. Зерно хранилось в сусеках, закрытых со всех сторон, куда не проникали мыши. Мука просеивалась через частые решёта, чтобы отсеять мышиный кал. По возможности прожаривалось в печах.
Мышиная примета – всюду мышиный кал.
На крыс ставились ловушки или отравленная мышиная и крысиная еда.
Осторожность в густой траве, на участках обкошенных, на солнцепеке заставляла ходить в кожаных сапогах.
Отсутствие мышей – один из признаков присутствия на приусадебной территории, у хлевов, дровенников гадюк, ежей.
Гадюки, с одной стороны, как бы благо, а с другой стороны – опасность для маленьких детей и собак. Гадюк надо любыми способами гнать с домашней территории.
Крестьяне никогда не ставили свои дома у болот или мелких ручьев с заболоченными берегами и кустами. Это излюбленное место гадюк.
О нечистой силе и способах спасения от неё ничего не знаю.
Как в деревне отмечали разные праздники.
Так, как и в городе.
* Должно быть «хлева».
**Должно быть «Пасхой».