← Назад

Ответы на вопросы о бытовой и духовной культуре деревни

ФИО информанта: Шабров Николай Павлович

Год рождения (возраст): 1938

Пол информанта: Муж.

Уровень образования: высшее профессиональное

Год записи: 2013–2016

Тексты публикуются с сохранением авторской грамматики, орфографии, пунктуации и графики.

Много ли в деревне ругались, кто, какими словами? Как воспринималась эта ругань окружающими?

Ругань – считалось, что это степень превосходства одного человека над другим человеком или животным. Но не думаю, что ругающего человека и ругаемого уравнивало на чаше весовых отношений. Чаще всего ругающий от своего бессилия исправить что-то просто успокаивает себя тем, что освобождается от излишнего адреналина. Ругаемый воспринимает ругань как акт милосердия, если не существует при этом рукоприкладства. Окружающие в этом случае разделяются на две стороны. Одни пеняют, что ругать его и надо, другие считают, что ругань – не способ решения дел, что вместо ругани необходимы товарищеская помощь и учёба. Слова бывают обидными, чтобы унижали человека или животное.

Где было принято хранить документы, деньги, продовольственные припасы? Прятали ли что-ибо от других членов семьи (еду, ценности, документы)?

Этого я не знаю. Конечно, хозяин или хозяйка считали, что их прятка позволяла быстро их иметь под рукой в случае надобности, бедствия. Это были шкатулки, сундуки, киоты. Еда пряталась в сундуки в том случае, если семье грозил голод. Пряталась (но это все знали): без экономии возможна неминуемая смерть.

Как и из чего изготовляли посуду?

Это теперь посуды и предметов обихода в хозяйствах навалом из железа, алюминия, чугуна, нержавейки и прочего. Но экологически чистыми всё же были изделия из дерева. Мой прадед Пётр Ильич не только для своей семьи изготавливал корзины, чунки, лыжи, но и продавал на рынке. Его трудом и жила семья раскулаченного.

Каким транспортом пользовались в деревне летом и зимой?

Одним словом если сказать – гужевым. Лошадь везла сани, телегу, плуг, борону, всадника.

О том, как делали, не понаслышке знает Игорь Павлович Иванов из деревни Плахино.

Он тоже частично зарабатывал себе на жизни изделиями, выполненными его руками.

Как строили дома в деревне?

Этого вопроса не смогу рассказать.

Какой скот был в деревне, где его содержали и как за ним ухаживали?

Это, прежде всего, продовольственный вопрос выживания в суровых северных краях. Скот – это белки и жиры подсобного хозяйства крестьянина. Скот берегли от хищных зверей, от зимних морозов, от болезней. В деревне были учёные агрономы, учёные зоотехники, учёные ветеринары и просто знающие женщины и мужчины – скотницы, скотники.

Содержали в дворах, зимой в тёплых хлевах, а новорожденных – просто у печек в крестьянских избах или колхозных телятниках, овчарниках. И первое молоко – новорожденной телушечке или бычку. Любовь к скоту у крестьянина была безмерная!

Много ли в деревне было птицы и какой? Где её содержали и как ухаживали?

Да! Крестьянин держал круглогодично кур. До 10 несушек и 2х петухов. Лето – на дворе на насестах, зимой во хлевах – на насестах под самым потолком хлва* или двора. Были у кур и заядлые враги: лисицы, хорьки, болезни от холода.

Но это было радостное беспокойство – иметь кур! И свежескладенное яйцо всегда радовало в холодную зимнюю стужу, перед Паской**!

Были и гуси. Но их крестьяне держали неохотно. Слишком много мяса, слишком много с ними хлопот. Гусям нужен пруд, болото, водоём!

Как в деревне ловили рыбу, на кого и когда охотились?

Ловлей рыбы занимались лишь в тех деревнях, вблизи которых была река или озеро.

Отдаленное озеро или река не были местом добычи, так как считались достаточно трудоёмкими затратами сил и времени.

Деревня всегда жила хлебом, овощами, скотом и грибами. Рыбу покупали. Она стоила сравнительно недорого. И на большие праздники в деревне были всегда с рыбой пироги!

Везде существовало зерно рационализации. Выгодно – не выгодно, трудоёмко – не трудоёмко.

Охота. Это промысел охотников. У тех, кто имел дорогое ружье и выгоду от охоты.

Как в деревне боролись с мышами, крысами, змеями и прочей живностью, доставлявшей неприятности?

Крестьяне знали о них всегда. Всегда были настороже. Всегда было чувство самосохранения. Зерно хранилось в сусеках, закрытых со всех сторон, куда не проникали мыши. Мука просеивалась через частые решёта, чтобы отсеять мышиный кал. По возможности прожаривалось в печах.

Мышиная примета – всюду мышиный кал.

На крыс ставились ловушки или отравленная мышиная и крысиная еда.

Осторожность в густой траве, на участках обкошенных, на солнцепеке заставляла ходить в кожаных сапогах.

Отсутствие мышей – один из признаков присутствия на приусадебной территории, у хлевов, дровенников гадюк, ежей.

Гадюки, с одной стороны, как бы благо, а с другой стороны – опасность для маленьких детей и собак. Гадюк надо любыми способами гнать с домашней территории.

Крестьяне никогда не ставили свои дома у болот или мелких ручьев с заболоченными берегами и кустами. Это излюбленное место гадюк.

О нечистой силе и способах спасения от неё ничего не знаю.

Как в деревне отмечали разные праздники.

Так, как и в городе.

 

* Должно быть «хлева».
**Должно быть «Пасхой».