Тематические разделы: Вечерние собрания молодежи , Воспитание детей , Домашние животные , Игрушки , Игры , Корм для скота , Мать , Налоги , Отец , Пивоварение , Праздники , Работа в колхозе , Семья , Сенокос , Труд , Фольклор , Частушки .
ФИО информанта: Самсонова Любовь Семеновна (1), Самсонова Валентина Семеновна
Год рождения (возраст): 1929 (1), 1934 (2)
Пол информанта: Жен.
Уровень образования: среднее профессиональное
Место записи: Плах.
Год записи: 2014
Собиратель (ФИО): Драчева Ю.Н.
Аудио- или видеозапись беседы: Скачать
– Вы всегда тут жили и родились?
– Мы родили́сь в Дерга́еве и жи́ли в дере́вне Дерга́ево, за 5 кило́метров отсю́да. Зате́м мы с му́жем дом постро́или здесь, в Ферапо́нтове. Де́нег не́ было. Вот. Телёнка сда́ли за 400 рубле́й, да заняла́ 200 рубле́й, вот и купи́ли дом, за, ско́лько тут, киломе́тров. За 15 киломе́тров. Купи́ли дом за 7 ты́сяч 100 рубле́й. Да за перево́зку 200 рубле́й заплати́ли. Де́нег совсе́м не́ было, но сде́лали дом всё-таки. У ме́ня бы́ло, ви́дишь ли, тро́е дете́й, у нас бы́ло. Дом сде́лали, в шко́лу ходи́ть ря́дом бы́ло. А то за 5 киломе́тров де́ти в шко́лу ходи́ли.
– А у вас какое образование?
– У меня́ сре́днее специа́льное – мла́дший агроно́м.
– А родители у вас откуда и кто они?
– Роди́тели – селя́не. Родили́сь в дере́вне Дерга́ево. Там всю жизнь и прожива́ли ма́ма с па́пой. Нас бы́ло пя́теро. Роди́ли нас и воспита́ли пятеры́х. Мы все зако́нчили… Образова́ние всем да́ли – спаси́бо. Роди́тели бы́ли о́чень хоро́шие. Оте́ц у́мер на во́семьдесят тре́тьем году́, про́жили они́ до́лго. А мать на се́мьдесят восьмо́м году. Умерла́. Вот. Я после те́хникума, меня́, в о́бщем, рабо́тала я в Му́рманской о́бласти, ста́нция Та́йбула, совхо́з «Му́рманск». Вот, я где рабо́тала. Там я прожила́ пять лет. Там нашла́ своего́ супру́га. С Кита́я прие́хала на́ша во́инская часть. Там ря́дом городо́к был три киломе́тра, и вот я познако́милась с ним, там за́муж вы́шла.
– Далеко, да.
– Я была́ бо́йкая, боева́я.
– А мы хотели бы с вами поговорить про детские игры, мы хотим больше о них узнать.
– Де́тские и́гры – лапта́, да, Ва́ля, лапта́.
– Можете правила рассказать?
– Лапта́, пря́тки.
– А как играли в лапту?
– Мя́чик кида́ешь и па́лкой.
– Две гру́ппы, по-мо́ему, игра́ли. На той стороне́ 5 челове́к, на э́той стороне́ 5 челове́к.
– Ведущего в прятки как выбирали, кто будет водить, искать всех? Считалки у вас были или как вы выбирали?
– Нет, назнача́ли са́ми про́сто веду́щего.
– Играли вы в горелки? Нет?
– Горе́лки, я не зна́ю, кака́я э́то игра́. Пря́тки, была́ лапта́.
– А городки?
– Э́то кто кого́ догоня́ет и вот так вот, да?
– Ва́ля, а рисова́ли тут кле́тку таку́ю и кида́ли шту́чки таки́е. Скака́лки. Скака́ли по э́той.
– А в городки играли?
– Не зна́ю я, нет, не игра́ли.
– Городки́ – э́то по-но́вому называ́ется, а по-на́шему… Каки́е городки́?
– Городки́, как вы себе́ э́то представля́ете?
– Мы у вас хотели спросить. У вас были ли такие игры?
– Не э́ти ли городки́, что на земле́ рисова́ли, там на песке́. На земле́ рисова́ли таку́ю… Скака́лка.
– А были какие—то игры, в которые только девочки и только мальчики играли? Разделение.
– Нет, у нас не́ было разделе́ния.
– А кукол вы делали?
– А как же.
– А как вы делали кукол?
– Из тря́пок.
– Лицо угольком, да? Рисовали?
– Да.
– А с младенцем в какие игры играли?
– Нет, с младе́нцем мы не игра́ли.
– Не́ было игру́шек.
– Мы са́ми младе́нцы бы́ли, так игра́ли. В и́гры все игра́ли. Купа́лись ле́том по 25 раз в день. На́ша дере́вня о́коло ре́чки, там Дерга́ево .
– В пря́тки игра́ли то́же. В пря́тки, так и дете́й включа́ли то́же.
– А хороводы водили?
– Не-а.
– Нет?
– А свистульки у вас были?
– Да.
– Вы сами их делали?
–Де́лали са́ми.
– А как вы делали?
– Да там из э́того, и́вы. И́ва. Отреза́ли, там де́лали ды́рку. Со второ́й стороны́ затыка́ли там. Отве́рстие ма́ленькое оставля́ли.
– А знакомо вам такое: крынит, кумка, катышок, рубарка, лоптя, обитыш?
– Нет. Э́то всё и́гры?
– Игрушки такие.
– Игру́шки?
– Одарка?
– Нет, нет, не слы́шали.
– А у вас были детские домики? Где детишки себе их сделали?
– Как же, де́лали.
– А как они назывались?
– Кле́тки называ́лись. Кле́тки, да, Лю́ба?
– Один домик был на всю деревню или нет?
– Таки́х до́миков не́ было. В ка́ждой семье́, там вот, де́лали свои́ э́ти кле́тки. Так чё там, материа́лу ра́ньше не́ было тако́го, как те́перь вон де́лают все.
– До́ски.
– Из до́сок.
– Как называ́ли, шала́шка.
– А как взрослые к детям относились? Какие отношения были у родителей с детьми?
– Ма́ло обраща́ли на нас как-то внима́ния. Мы бы́ли са́ми се́бе предоста́влены, во вся́ком слу́чае. Мы в са́диках не́ были, в ясля́х никаки́х не́ были. В дере́вне о́чень ве́село бы́ло. Вечера́ми собира́лись на берегу́ реки́. Вари́ли карто́шку, там де́лали. Разжига́ли костёр и в чугунка́х ста́вим, там говоря́т – ско́лько чугунко́в и ва́рим.
– У кого́ быстре́е сва́рится карто́шка.
– Лу́ку принесём, всё, смета́ны с до́му. О́чень ве́село бы́ло. Вот ме́сто-то рожде́ния на́шей вече́рней…
– Там игра́ли.
– О́чень хорошо́.
– А вечером молодежь собиралась в домах? Беседы устраивали?
– Бы́ли бесе́ды. Но мы-то нет. Мы уже́… Я так не ходи́ла. Не ходи́ли мы на бесе́ды. Ма́ло. Смотре́ть в де́тстве ходи́ли на бесе́ды, в ка́ждой дере́вне по о́череди бы́ли. В э́той дере́вне бесе́да тако́го-то числа́, в э́той – тако́го-то. Мы ходи́ли смотре́ть, как молоде́жь там гуля́ла. Ру́сская пля́ска, тепе́рь э́то, кадри́ль пляса́ли.
– Играли во что—то?
– Гармо́нь игра́ет, игра́ли на гармо́шке.
– А игры были между собой?
– Нет, на бесе́дах так не́ было игр никаки́х. Вот пля́ска, кадри́ль. А пото́м кружа́ют тут, по о́череди до́лго э́то тут. Кадри́ль. Ру́сская кадри́ль. Па́рень – де́вушка, па́рень – де́вушка.
– Знакомились, да? Много на таких беседах?
– А как же, как же.
– Да все бы́ли знако́мы.
– И со всех деревень собирали?
– Не собира́ли, но зна́ли, что в тако́й-то дере́вне бесе́да. Лю́ди иду́т туда́ с гармо́шками. Па́рни, девчо́нки иду́т, пе́сни пою́т, с пе́снями.
– А пили, ели что на беседах?
– На бесе́дах? Нет.
– Только танцевали?
– Да.
– Вам сказки рассказывали какие—то в детстве? Можете рассказать, про что сказки были? Может быть, помните?
– Не́когда им бы́ло ска́зки расска́зывать. Мо́жет, и расска́зывали.
– А про Верлиока не знаете сказку?
– Нет.
– Про чудище одноглазое. Нет?
– Не слы́шали ни ра́зу, нет.
– А можно еще у вас спросить, во время праздников, вот Новый год отмечали, Рождество. Как это все отмечали? Пасху, Крещение, Ильин день?
– Как, засто́лье де́лали.
– Го́сти приходи́ли. Пи́во вари́ли.
– А можете рассказать, как его варили?
– Ой, Лю́ба, ты не по́мнишь?
– Бра́ли рожь, зерно́. Раскла́дывали э́то всё до пра́здника в посу́ду, намочи́ли, опры́скивали все вре́мя, чтобы зерно́ дало́ ростки́. Зате́м, зна́чит, высу́шивали, моло́ли и горшки́ таки́е бы́ли пивны́е. Укла́дывали в э́͟тот горшо́к э́ту ма́ссу и ста́вили. Залива́ли во́ду, и до́лго стои́т, пока́ э́то все там закиса́ет. Пи́во о́чень дереве́нское бы́ло вку́сное, гу́стое, сла́дкое.
– А детское пиво делали?
– Нет, не де́лали де́тского. Хмельно́е де́лали пи́во, так туда́ ещё дро́жжи ложи́ли, песо́к кла́ли. Не в э́ту ма́ссу, а кото́рую уже́ вы́цедили из горшка́.
– А часто варили пиво?
– Нет, не ча́сто, то́лько на пра́здники.
– А в Святки как—то проказничали, шалили?
– Я дак чё-то и не по́мню. Мы росли́ уже́ вре́мя не тако́е, не стари́нное вре́мя, пра́вильно, бы́ло? 29 год, 30.
– А день Ивана Купалы, Ильин день как отмечали?
– Ильи́н день – наш пра́здник осе́нний.
– Пекли́ пироги́, пи́ли пи́во. Тушёнку де́лали, щи вари́ли.
– Можете рассказать, как свадьбу делали? Мы сколько спрашивали, нам так никто и не рассказал.
– Стари́нную я не зна́ю.
– Не зна́ю я то́же. Расска́жет Шу́ра Ожи́гина. Шу́ру Ожи́гину. Вот мы вам пока́жем дом. Вот она́ всё тут стари́нное зна́ет. А мы что, мы вы́летели из гнезда́. Шко́лу око́нчили, я сра́зу пошла́ учи́ться в те́хникум. Пото́м уе́хали на 3 го́да. В пятидеся́том году́ я ко́нчила те́хникум и сра́зу в Му́рманскую о́бласть. Така́я ма́ленькая прие́хала в совхо́з, в Му́рманск туда́, на рабо́ту. Ду́мали, что я в шко́лу пойду́ учи́ться.
– А я Ленингра́дский те́хникум зако́нчила, строи́тельный.
– Хорошее у вас образование.
– У нас роди́тели хоро́шие бы́ли. У нас у отца́ бы́ло 4 кла́сса образова́ния. А в то вре́мя 4 кла́сса это бы́ло зна́ешь?!
– Молодцы у вас родители.
– А ма́ма негра́мотная совсе́м, не зна́ла, как писа́ть. Распи́сывалась ли, нет ли, Ва́ля?
– А про сенокос можете нам рассказать? С какого возраста вы туда пошли?
– В де́тстве уже́ нас заставля́ли все де́лать: се́но грести́, а пото́м и коси́ть. Оте́ц ко́сы таки́е ма́ленькие сде́лал. Тяжело́. У нас бы́ли брига́ды в дере́вне. Две брига́ды бы́ли там. Одна́ брига́да и втора́я брига́да. И сеноко́с дели́ли. Сеноко́са бы́ло о́чень ма́ло. Бы́ло па́шни бо́льше. Собира́ются пе́ред сеноко́сом дели́ть сеноко́с, уча́стки дели́ть. Кому́ како́й уча́сток достае́тся. И вот все переруга́ются, перегрызу́тся. Коси́ть бы́ло… Попаде́шь в брига́ду, в серёдку. Мы ма́ленькие бы́ли, уста́нешь-то! Го́споди! Ду́маешь, тебя́ же́нщины, у нас 18 же́нщин бы́ло на дере́вне. А па́па у нас бригади́р был. Ду́маешь – попаде́шь в середи́ну, но́ги тебе́ отко́сят. Таки́е си́льные же́нщины все бы́ли. Ходи́ли везде́. С весны́ начина́ли сра́зу огоро́ды городи́ть, все поля́ отделя́ют э́тими, огоро́дами. В пе́рвую о́чередь, зна́чит, огоро́ды загородя́т. Пото́м чё де́лают… Зате́м кака́я рабо́та? По́сле огоро́дов. Поса́дят всё там. Уча́стки свои́ там, карто́шку, всё э́то сде́лают. И ходи́ли на рабо́ту. На рабо́ту ходи́ли ка́ждый день. И поко́я не зна́ли. А утра́ми ходи́ли коси́ть. Там в 5 утра́, в 6 утра́. Коси́ть ходи́ли ра́но. Пока́ трава́ мя́гкая. Так что се́льское населе́ние в то вре́мя о́тдыха не зна́ло никако́го. Никогда́. Скоти́ну име́ли. Скоти́ну то́лько коро́ву да там ове́чек. Порося́т-то ма́ло кто держа́л. Да, Ва́ля? Тру́дное вре́мя бы́ло. Но у нас был колхо́з о́чень хоро́ший, колхо́з «Кра́сный бе́рег». И у нас председа́тель был о́чень хоро́ший. Ко́шелев Васи́лий Дми́триевич. У нас колхо́з хоро́ший был. На трудодни́ достава́лись там, хле́б. Де́нег не ви́дели. Не дава́ли де́нег. Вот так жи́ли. На́до бы́ло намоло́ть…
– Жи́ли не тужи́ли.
– Зерно́, кото́рое зарабо́тают, в колхо́зе там вы́дадут в конце́ го́да. Да приуса́дебный уча́сток засева́ли зерновы́ми культу́рами, там ро́жь, пшени́ца, ячме́нь. Карто́шку сажа́ли, овоще́й в огоро́де наро́стим. Вот так лю́ди и жи́ли. Де́нег ведь почти́ что ни у кого́ и не́ было. Нало́ги бы́ли. Ку́рочек держа́ли, так на́до бы́ло сдать госуда́рству 30 яи́ц. Молока́, по-мо́ему, 120 ли́тров.
– У кого́ нет ку́риц, все равно́ покупа́й да сдава́й.
– Молоко́ сдава́ли. Так что сами́м почти́ ничего́ не остава́лось. Привезу́т в ме́сто сда́чи обра́т, так вот мы обра́т мы́ли.
– А что это такое?
– Ну, по́сле перерабо́тки молока́ там, сы́воротка. Из-под простоква́ши.
– Ну-ко, скажи́те побыстре́й: сы́воротка из-под простоква́ши.
– Сыворотка из—под простокваши, сыворотка из—под простокваши.
– Скорогово́рка така́я была́.
– Вы говорили, что они вот ссорились, кто что косить будет, а как в итоге выбирали?
– Я расскажу́ ещё про свою́ семью́. У нас оте́ц держа́л пчел. Был мед у нас. Вот мы вы́росли на меду́. Поэ́тому мы сейча́с живе́м до́лго и, мо́жет быть, не боле́ем. У нас мед был всё вре́мя. У отца́.
– А много было пчел?
– До 10 до́миков, до 10 семе́й. Наго́нит па́па нам мёду. Вот. О́чень хорошо́. Чё еще́ спра́шивала?
– Вот ссорились – кто будет что косить, а как выбирали?
– Уча́стки ра́зные бы́ли, ви́дите, где осо́ка, лу́жи, где там по́лосы или хоро́шее сухо́е ме́сто, где травы́ нарастёт бо́льше. Ра́зные лета́ бы́ли. Там в друго́м ме́сте придёшь коси́ть – не́чего и коси́ть.
– У нас в деревне тащили бумажку. На бумажке там писали, какое поле.
– Жре́бий. Жре́бий называ́лся.
– Кто како́й уча́сток вы́тянет.
– Писа́ли таки́е бума́жки, заве́ртывали. Отвора́чивается оди́н челове́к, да: «Э́то кому́ уча́сток?» Он кричи́т – тому́-то. Э́то кому́? – Тому́-то. Вот как дели́ли уча́стки.
– Чтобы справедливо было, да?
– Коси́ли ко́сами, лито́вками. Никако́й механиза́ции не́ было. Все вручну́ю. И косьба́, и гра́бли деревя́нные таки́е. Зна́ете э́то все?
– А сколько зубьев?
– Ско́лько зу́бьев? Не зна́ю, вон мо́жно сосчита́ть. Сходи́ на двор. У кого́ каки́е. Для дете́й де́лали вот таки́е гра́бельки ма́ленькие. Вот. Ви́лы.
– А как процесс происходил? Косили, как собирали? Во что собирали, как называется?
– В пе́рвую о́чередь се́но ско́сят. Зате́м в со́лнечные дни су́шат. Се́но начина́ет высыха́ть – иду́т, шевеля́т се́но. От земли́, отдира́ют от земли́. Втора́я сторона́, зна́ешь ли, со́хнет. Тепе́рь подсо́хнет втора́я сторона́ – в валки́, в кру́пные валки́. Ещё со́хнет в э́тих валка́х. Пото́м се́но вы́сохнет – разло́жат в ко́пны. Таки́е ку́чки. Представля́ете? Вы городски́е или дереве́нские? Представля́ешь, да? С како́го райо́на?
– Кич—Городецкий.
– Ну, вот, ко́пны сло́жат, зате́м в ко́пнах се́но ещё постои́т. Из ко́пен, ко́пны, всё ручно́е, подно́сят на носи́лках в одно́. И де́лают стог. Стогомета́ние. А я пото́м на стога́х все стоя́ла. Из ко́пен подаю́т се́но ви́лами и стог настоя́щий там смета́ют.
– А какую траву, например, нельзя было есть скоту? Или любую можно? Мы слышали просто, что клевер нельзя есть.
– Почему́ нельзя́ е́сти?
– Говорят, что вздутие будет у животных.
– Нет, это всё непра́вда. Се́но с кле́вером – э́то са́мое хоро́шее, души́стое се́но. И са́мое пита́тельное.
– А лютики?
– А вот лю́тик – ре́дкий оти́ток, го́рький, го́рький лю́тик.
– А когда начинался сенокос и заканчивался?
– В ию́ле ме́сяце. В ию́не ме́сяце силосова́ние начина́лось, в ию́не силосова́ние.
– Это что?
– Си́лос. Э́то траву́ ко́сят. Сра́зу во́зят, там выка́пывают я́мы, таки́е есть, бы́ли. В я́му э́ту траву́ во́зят, трамбу́ют. На коня́х всё э́то де́лалось. Трамбу́ют э́ту я́му, пото́м закрыва́ют землёй – и до весны́. Там, до моме́нта кормле́ния скоту́. Пото́м открыва́ют э́ту я́му и си́лосная ма́сса така́я, кислова́тая она́, ко́рмят скоту́. Он молокого́нная, молокого́нное э́то, си́лос называ́ется. Вот. Дава́ли си́лос, пото́м се́но уже́. Рацио́н тако́й был: си́лосная ма́сса и се́но.
– А заканчивался когда сенокос? И как отмечали это?
– Сеноко́с зака́нчивался… Так. В ию́ле начина́лся. Тут по ме́ре, по ме́ре, кака́я пого́да. Е́сли пого́да плоха́я, зна́чит, сеноко́с затя́гивался, а е́сли хоро́шая, то бы́стро сеноко́с зака́нчивали.
– А отмечали как—то, что конец сенокоса?
– Отмеча́ли. Пра́здник де́лали. Колхо́зные пра́здники бы́ли, колхо́зные пра́здники.
– А еду какую туда брали? Как у вас перерыв, перекур назывался?
– С собо́й? Да не бра́ли, у нас ря́дом сеноко́с, о́коло дере́вни. Я́йца бра́ли и пироги́, пироги́ вку́сные. О́чень хоро́шие пирожки́. За́пах на всю дере́вню иде́т.
– Вы не помните какие—нибудь поговорки, пословицы, присказки про сенокос? Может, были у вас частушки?
– Нет.
– Не было?
– Пе́сни пе́ли.
– Не помните никаких?
– Пе́ли, Ва́ля.
У мила́шки сеноко́с,
У меня́ вели́кий по́ст.
Вот э́то я то́лько и зна́ю.
– Забы́ли все пе́сни. Мно́го пе́сен зна́ли. «Задуше́вная подру́жка…», а да́льше чё? Не по́мню.
– А да́льше худо́е. «Где нас*решь, тут горо́шка, где носи́ть – так я́мочка, весе́лая гуля́ночка». <cмеется>
– Я наговорю́ вам тут. Я и сейча́с хо́жу́ в клуб, выступа́ю в худо́жественной самоде́ятельности.
– Что вы там делаете?
– Пе́сни поём. Я часту́шек вон мно́го назапи́сывала.
– Прочитайте, может быть, нам?
– Мы бу́дем петь часту́шки.
Хоте́л я у́точку уби́ть –
Cе́рая закря́кала.
Хоте́л я де́вушку люби́ть –
Бе́гала, запла́кала.
Вспо́мни, ми́лый, дорого́й,
Как стоя́ли мы с тобо́й.
Шуме́ла бе́лая черёмуха
Над на́шей голово́й.
– Откро́й, ма́менька, око́шечко:
Голо́вушка боли́т,
– Не обма́нывай-ка, ди́тятко,
Талья́ночка мани́т.
Побежи́шь, ми́лый, топи́ться,
Ты зайди́ со мно́й прости́ться,
Я до ре́чки провожу́,
Глубо́ко ме́сто укажу́.
У нас у́лочки прямы́е,
А зау́лки косова́тые,
Нельзя́ по у́лочке пройти́:
Сосе́дки зубова́тые.
Ра́ньше де́вок угоща́ли
Сла́дкими конфе́тами,
А тепе́рь их угоща́ют
То́лько сигаре́тами.
Говоря́т, что боева́я,
В са́мом де́ле – огонёк.
От меня́ уж отлета́ет
Два́дцать пе́рвый паренёк.
На столе́ стои́т квашня́,
А в квашне́-то – те́сто.
Ма́ма, па́па, до свида́ния,
Я уже́ неве́ста.
У меня́ миле́нок ма́ленький,
Как зёрнышко вообще́.
Дал копе́ечку на се́мечки,
Сказа́л – купи́ на все.
Сего́дня в семь,
И за́втра с семи́
Приходи́, моя́ ми́лая,
На печи́ меня́ ищи́.
Я ного́ю то́пнула –
На мне ю́бка ло́пнула.
Да́йте ю́бку подвяза́ть,
Я опя́ть пойду́ пляса́ть.
Я на го́рку шла́,
Встре́тила Его́рку.
Он хоте́л поцелова́ть –
Я с него́ – пятёрку.
Как пошёл я пляса́ть,
Раздави́л я му́ху,
Мне подсу́нули в крова́ть
Дре́внюю стару́ху.
Рукава́, рукава́,
Рукава́ из ва́ты.
Как я бу́ду привыка́ть
С ми́леньким в крова́ти.
О, сопе́рница моя́,
Ры́жая кобы́ла,
Все я пе́сни перепе́ла,
Про тебя́ забы́ла.
– А откуда у вас такие частушки?
– Я навыпи́сывала там из кни́жки.
– Интересно. Хорошие частушки.
– Я на пе́чке спал,
Меня́ клоп там куса́л,
На крова́ть я перешёл,
Он и там меня́ нашёл.
– А вы знаете, что такое «синь да шевель»? Слышали когда—нибудь?
– Нет. А что э́то тако́е?
– А тютюнькаться?
– Да с ребёнком э́то кто во́дится, дак тютю́нькаются.
– Выражение «бочка арестантов», слышали такое?
– Да.
– А в предложении как это используется? Когда говорили?
– Наговори́л бо́чку ареста́нтов.
– А можете вы еще представиться нам, пожалуйста. Вы же тоже принимали участие.
– Валенти́на Семёновна, сестра́ моя́.
– Год рождения?
– Три́дцать четвёртый.
– На 5 лет она́ мла́дше.
– А у вас какое образование?
– То́же те́хникум.
– Сре́дне-специа́льное. Строи́тельный у неё.
– Вы в Ленинграде учились?
– Да.
– «В Ленингра́де на бульва́ре расцвела́ фиа́лочка…». Ва́ля, как там пе́сня-то?
В Ленингра́де на бульва́ре
Расцвела́ фиа́лочка.
За каку́ю-то изме́ну
Подвела́ това́рочка.