Тематические разделы: Иконы , Мать , Монастырь , Нательный крест , Обряд крещения , Пасха , Праздники , Причастие , Религия , Свадьба , Священник , Семья , Церковь .
ФИО информанта: Плотников Виктор Антонинович
Год рождения (возраст): 1936
Пол информанта: Муж.
Уровень образования: среднее профессиональное
Место записи: Кирилл.
Год записи: 2018
Собиратель (ФИО): Драчева Ю.Н.
Какие есть поблизости церкви и храмы, которые Вы знаете, может, посещаете?
Посеща́ть я, мо́жно сказа́ть, как крести́лся, так и не посеща́ю це́рковь, потому́ что я немно́жко в бо́ɣа ве́рю, но как-то к свяще́ннику отношу́сь так это. Я их признаю́, но, как бы объясни́ть это, но не поклоня́юсь им как и́долам, но признаю́ как часть о́бщества, кото́рая отделена́ от госуда́рства, вот. А крести́лись мы с Ники́той, так щас скажу́в како́м году́ то это бы́ло, давно́ уж крести́лись мы, в о́бщем <жена: ну, ты в кири́лловской це́ркви>, в кири́лловской вот здесь крести́лись. Оте́ц Алексе́й нас крести́л вме́сте с Ники́той, а ещё оте́ц Алексе́й спроси́л: «А это хто», — ɣовори́т, — «твой внук?» Я ɣоворю́: «Это сын мой». Он ɣовори́т: «Ты молото́к» <смеётся>. Вот, что мне ба́тюшка сказа́л. А так я не хожу́ в це́рковь, че́стно уж вам скажу́, но ве́рю в бо́ɣа, он мне помога́ет всё вре́мя.
Вы какие-то молитвы знаете?
Нет, а крити́ческие ситуа́ции, когда́ мне тяжело́ в жи́зни быва́ет, я попрошу́ Его по́мощи, и он помога́ет, бо́женька.
А родители у Вас верующие были?
Ой, а сомнева́юсь то́же. То, что дед был, ɣла́вный буɣа́лтер то́же в Баку́ Азне́фти всей, ма́ма то́же, мо́жет и ве́рующие, мо́жет и крещёные бы́ли, но в войну́ я по́мню, что ма́му всё вре́мя заставля́ли меня́ крести́ть, ну тогда́ бы́ло, зна́ете, как-то это креще́ние немно́жко, как ти́па чуть ли не под запре́том, так что я крести́лся уже вот щас, в моме́нт правле́ния Е́льцина, вот. Ну, большинство́ тоɣда́ крести́лись, но и не жале́ю, что я покрести́лся.
А если Вас в детстве не крестили, но мама, допустим, или папа учили Вас каким-то молитвам или читали Вам на ночь, может быть, что-то?
Нет. Нет, так сказа́ть све́тские крещёные, в бо́ɣа ве́рим, но о лоб лбом не сту́каемся <неразборчиво> наве́рно у меня́ ве́ра в бо́ɣа така́я, что я ве́рю, что кто-то есть там, вот там, смо́трит на нас как на ма́леньких дете́й, зна́ешь, замеча́ет посту́пки на́ши хоро́шие или плохи́е, мо́жет да́же пожули́т иногда́, а так <неразборчиво>, ну, не хожу́ в це́рковь, потому́ что я как-то счита́ю, что это де́ло каждоɣо челове́ка, одно́ де́ло – ве́рить, друго́е – ходи́ть, сту́каться лбом, как там стару́шки хо́дят лбом сту́каются, ду́мают, что он им даст мо́лодость, не даст всё равно́, мо́лодость, она даётся оди́н раз и на всю жизнь, е́сли ты мо́лод душо́й, так и оста́нешься молоды́м, не зави́симо от во́зраста.
У Вас монастырь тут, Вы его посещаете?
Да, почти́ ка́ждый день хожу́, прогу́лки соверша́ю, вот так, чё-нибудь на́до купи́ть или за газе́той, пойти́ заплати́ть там де́нежки за свет или за телефо́н, я, зна́чит, заплачу́ и тако́й круг опи́сываю, и че́рез монасты́рь обра́тно выхожу́ домо́й. Я не забыва́ю его, но туда́ не захожу́ вон вот в эту це́рковь.
А Вы слышали о таком понятии как «божьи люди»?
Бо́жьи лю́ди? Ну, это в смы́сле юро́дивые, да? Такие есть бо́жьи лю́ди, кото́рые, они как немно́жко не от ми́ра сего́, хо́дят везде́, по лю́дям, по деревня́м там, пропове́дуют, их никто́ не обижа́ет. Вот это бо́жьи лю́ди у нас ра́ньше называ́лись.
Какие церковные праздники для Вашей семьи имели особое значение?
Ну, в основно́м, я признаю́ Но́вый год, это всё равно́ церко́вный пра́здник, Па́сху, Тро́ицу и, пожа́луй, всё. Это таки́е основны́е пра́здники.
А как Вы празднуете, какие обычаи есть?
Каки́е обы́чаи, вот, в Па́сху мы вспомина́ем роди́телей там <жена: в Па́сху, вот, ве́рбочка>, да, ве́рбочки приношу́, а в Тро́ицу помина́ем роди́телей <жена: на кла́дбище>, всегда́ хожу́ на кла́дбище к ма́ме туда́, уви́жу моɣи́лку и у дру́га моего́ ста́рого, хоро́шего, к нему́ то́же захожу́, е́сли она не у́брана, моɣи́лка, я уберу́, вот всё. Так что это основно́й такой, ну, иноɣда хожу́ на кла́дбище к ма́ме, когда́ специа́льно пойду́, на прогу́лку иду́, зайду́ туда́, поздоро́ваюсь, поговорю́ с ней, попрошу́ бо́женьку, чтобы она мне, верне́е ма́му я всегда́ прошу́, я говорю́: «Поговори́ с бо́женькой, чтобы он помо́г мне дом постро́ить, достро́ить там». В десяти́ киломе́трах отсю́да дере́вня, дом стро́ю, вот. А так осо́бых то ра́зных там бо́жьих пра́здников, таки́е, что тут чёрт но́гу сло́мит. А это уже общенаро́дные таки́е пра́здники, я их признаю́.
А в детстве Масленицу и Рождество праздновали?
Ну, так, относи́тельно это всё. В де́тстве так как-то вро́де бы бо́льше мы относи́лись, но щас уже относи́тельно к ним, ну, Рождество́ и Рождество́, Ма́сленица и Ма́сленица, даже в го́роде гуля́нья прохо́дят, вот Наде́жда Алексе́евна у меня́ пыта́ется иногда́ вы́йти, я не возража́ю, а пото́м вдруг разду́мает, так что.
На Рождество в детстве не колядовали?
Нет. А вот пасано́м когда́ я был, то, ну, я не зна́ю как это назва́ть, это уже сме́сь и це́ркви и Гайда́ра, это, тиму́ровской кома́нды, зна́ете, вот я в де́тстве вот кома́нду создава́л, ну, таким шке́том был ещё, мы ходи́ли по стару́шкам по ноча́м, поле́нницы там им собира́ли, зна́чит. Иногда́ вре́дничали, уж че́стно скажу́. Рукоя́тку двери́ там нама́жешь водо́й или поскользну́ться на крыле́чке шоб мо́жно там, но в основно́м мы таки́е хоро́шие ве́щи де́лали, вот дрова́ собира́ли и про́чее, так что вот. Ви́дишь, ра́ньше у нас бы́ло к це́ркви почти́ ма́ло, мы относи́лись, а Тиму́р и его кома́нда это бы́ли на слуху́ у всех. Ква́кин там был, Тиму́р, вот я был Тиму́ром, а Ква́кина мы руɣа́ли тогда́.
У Вас есть иконы в доме?
Есть, вон там, ка́жется, ко́мната, там за шкафа́ми есть у меня́, и у де́душки была́ ико́нка вот, кста́ти, о де́де то, да, зна́чит, они крещёные бы́ли, потому́ что у де́да ико́нка была́ там.
Красный угол у Вас там?
Там был в про́шлом. И де́душка там после́днее вре́мя он, когда́ уже на пе́нсии был, сюда перее́хал, ну, он выпива́л дово́льно кре́пко, в рот и ма́ленкую там, и я в де́тстве, по́мню, подследи́л, нашёл, глотну́л, а мне от ба́ўшки шлепка́ хоро́шего попа́ло, вот это я запо́мнил, вот, так что, вот, бо́льше ничё не зна́ю.
А книги у Вас есть церковные?
Нет. Я их и чита́ть не могу́ да́же, потому́ что там есть старославя́нская какая-то, понима́ете, я по́мню да́же, меня́ крести́л оте́ц Алексе́й, он говори́л непоня́тно, по-старославя́нски или уж как, он предупреди́л: «Вы не удивля́йтесь, что я там как-то говорю́, говорю́», мы стоя́ли с Ники́той как два истука́на, чё-то дал приложи́ться, вот, и отпусти́л. Я ещё ходи́л па́ру раз, по-мо́ему, как-то в це́рковь, в ɣори́цах ходи́л и в эту, там це́рковь тоже своя есть. <жена: меня́ води́л, крести́л в це́рковь в Гори́цах>, вот, тебя́ же я води́л крести́ть. Я её окрести́л так шо по́льза от меня́ есть. Она язы́чником была́ у нас.
А Вы с крёстными общаетесь или общались?
А я не зна́ю, хто крёстный. Слы́шал я крёстный, крёстный. Но, у меня́ то не́ было крёстного, у Ники́ты то то́же <жена: у меня́ то́же не́ было крёстного никого́, взро́слая уже была́ дак>. Это ма́ленького, когда́ крестя́т ещё, вот, мо́жет, тако́го, как в лю́льке, вот там у них назнача́ют крёстных. Это стари́нное тако́е пове́рье, вот. Да я и сказа́л, что я тако́й, далёкого от сту́канья лбом, но ве́рующий. Таки́х мно́ɣо есть люде́й. Есть, кото́рые откры́то говоря́т, шо я там не ве́рю в бо́ɣа, а я про себя́ ду́маю: «Ну, бох тебя́ нака́жет». А я ве́рю, хотя и, вро́де, и ɣра́мотный и всё тако́е, вот.
Что такое причастие?
А прича́стие – это, по-мо́ему, ты, когда́ идёшь к свяще́ннику туда́, и он тебя́ причаща́ет, во́дит там, окре́стит, чё-то ещё тако́е сде́лает. Я, вро́де, причаща́лся да́же. <Жена: причаща́ют то Каго́ром, вро́де, нет?>, ну, это немно́жечко тако́е вот ма́ленького вот это мензу́рочку Каго́ра даю́т.
Вы причащались?
Да. То, что креще́ние бы́ло и прича́стие, я по́мню что. Вот, у отца́ Алексе́я, а пото́м я всё уже, забы́л це́рковь.
Освящали ли Вы свой дом? Нужно ли это делать?
Ох-хо-хо, по-мо́ему, в войну́ или пе́ред войно́й сюда́ кто-то приходи́л. Там по угла́м освяща́ли там, а я был ма́ленкий так пло́хо по́мню.
У Вас была свадьба? Вы праздновали её?
Ну, е́сли договори́ть, то это вы́кинете. Сва́дьба была́. Обыкнове́нный стол, това́рищи приглашённые, ба́нки с консе́рвами. Это моя еди́нственная сва́дьба. Хлеб, вино́, вот и вся сва́дьба. А таки́е как, это, Рого́зина там сва́дьба и тро́йки стоя́ли, ничё не́ было, так что ра́ньше мы насто́ко далеки́ бы́ли от всего́ э́того в сове́тское то вре́мя, это щас немно́жко ста́ли вспомина́ть там. Я тогда́ жил в общежи́тии в Череповце́. Вот, вся сва́дьба.
А Вы не венчались?
Нет. Нет, нет. Тогда́ и поня́тия, тоɣда́ у нас и поня́тия не́ было обвенча́ться. Ведь вот пери́од с девятьсо́т семна́дцатого по ты́ща девятьсо́т, бу́дем сказа́ть, девяно́сто пе́рвый ɣод, практи́чески, это был по́лное безбо́жие.
Как Вы считаете, нужно венчаться или не стоит?
Я счита́ю, что не на́до наси́ловать челове́ка. Хо́чет ве́рить – пусть ве́рит, хо́чет сходи́ть в це́рковь – пусть схо́дит, кто не хо́чет, то никако́го наси́лия над ним не на́до, госуда́рства, осо́бенно. А ра́ньше бы́ло наси́лие да́же со стороны́ госуда́рства, лю́ди боя́лись, вот как меня́ в мо́лодости, как ма́ма, это, в войну́ проси́ли мать, чтоб она меня́ окрести́ла, она боя́лась крести́ть. Я уже крести́лся то во ско́лько лет. А это нам по́дал приме́р тоɣда, президе́нтом был Бори́с Никола́ич Е́льцин, он сам окрести́лся, ну и мы за ним, мно́го кто окрести́лись, это и пошло́, пошло́, и сейча́с все, все государи́ на́ши то́же прихо́дят в це́рковь, пока́зывают приме́р лю́дям, что ве́рьте в бо́ɣа. Но не заставля́ют, не обя́зывают и не нака́зывают, вот пра́вильная поли́тика. Так всегда́ и на́до де́лать. А там, где принужде́ние начина́ется, никогда́ хоро́шего ничё не бу́дет.
Как Вы думаете, зачем носят крестик?
Кре́стик это как бы оберега́ет, это как обере́г вот называ́ется. Мно́гие лю́ди но́сят, и ра́ньше носи́ли, и щас мно́гие но́сят вся́кие там, иногда́ чё-то там фигу́рочки или щёта, это обере́г – крестик. И я носи́л, до́лго-до́лго, пото́м он меня́ про́сто раздража́ть стал, меша́ть. Я вот пове́сил пе́ред собо́й там, каждое у́тро встаю́, смотрю́ на кре́стик. Виси́т там. А так не ношу́, про́сто мне меша́ть. Но́чью спишь, вот сюда́ завернётся, меша́ет там вся́ко, а не отказа́лся от кре́стика. А носи́л я лет, наве́рно, де́сять, не ме́ньше, а то и бо́льше да́же, кре́стик. А тут так получи́лось и, счита́й, что он всё вре́мя при мне, кре́стик, но то́лько не меша́ет. Вот мы́сленно при мне, а наяву́, вон там на гво́здике виси́т, про́тив церко́вной этой, пра́здников церко́вных и вся́ких святы́х. Купи́ла мне Наде́жда Алексе́евна то по́сле своего́ креще́ния.
Есть точка зрения, что крестик носят как спасение от первородного греха.
Дак это и есть оно как бы оберега́ет тебя́ от всего́. От греха́, от собла́зна там, от вся́ких там веще́й он оберега́ет, вот. И пока́зывает, что ты крещёный, вот так.