Тематические разделы: Профессиональная деятельность .
ФИО информанта: Шабров Николай Павлович
Год рождения (возраст): 80 лет
Пол информанта: Муж.
Уровень образования: высшее профессиональное
Год записи: 2013–2016
Скан рукописи: Скачать
Тексты публикуются с сохранением авторской грамматики, орфографии, пунктуации и графики.
В 1983 году летом, не помню какого числа, но был хороший день, без дождя. Идеальный день! Рейс тоже хороший: Вологда – Мурманск – Вологда. На борту проверяющий – командир отряда Елифёров Л.П.
Взлёт из Вологды нормальный. Посадка подозрительно неидеальна, но по полосе. Остановился самолёт. Надо заруливать. Рулит только прямо. Включаю режим «руление». Работает прекрасно. Отпускаю кнопку руления – рулит по прямой, не разворачивается «за ногой». Включаю «руление» – работает прекрасно.
Зарулили! Сидим и рассуждаем. Неисправность! Надо вызывать помощь из Вологды. Вроде бы пустяк, а лететь дальше нельзя. Ещё три посадки. Елифёров и говорит мне: «Николай Павлович! А ты бы смог посадить самолёт, когда колесо переднее управляется в рулёжном режиме?». «Думаю, смогу», – отвечаю я. «Давай пока не будем волноваться, попробуем взлететь, сходить в Мурманск. Остальное-то всё исправно».
Посадили пассажиров, запустились, рулим. Всё хорошо! Управляется колесо в рулёжном режиме. Взлететь-то просто! Поднял колесо и беги на двух основных. А как на посадке? Взлетел! Убрал колёса. Занял эшелон*. Захожу на посадку в Мурмашах на глиссаде**. Выравниваю. Касаюсь полосы. Кнопка управления рулёжным режимом включена. Ноги нейтрально. Опускаю переднюю ногу. Рывков нет. Бежим по полосе, не выбрасывает с полосы. Остановились! Заруливаю на рулёжке. И так все три посадки! До Вологды!
*Эшелон – условная высота, рассчитанная при стандартном давлении и отстоящая от других высот на величину установленных интервалов.
** Глиссада – прямолинейная траектория движения самолёта, планера, заходящего на посадку.